Вопрос гражданина: «Директором образовательного учреждения, в котором я работаю, ко мне применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Я с данным дисциплинарным взысканием не согласен, в связи с чем, написал директору заявление об отмене данного дисциплинарного взыскания. После этого меня пригласили на комиссию по рассмотрению данного вопроса. Однако письменный ответ на мое обращение мне не дан. Возможно ли привлечение директора учреждения к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ?»
Ответ прокурора: «Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» указанным Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный указанным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Согласно ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание, за исключением дисциплинарного взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. Дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Таким образом, порядок обжалования дисциплинарного взыскания установлен Трудовым кодексом Российской Федерации, в связи с чем, Ваше обращение, в котором Вы выражаете несогласие с объявленным выговором, регулируются трудовым законодательством, и в силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на него требования указанного Федерального закона не распространяются.
В соответствии с ч. 1 ст. 381 Трудового кодекса РФ индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Согласно ст. 382 Трудового кодекса РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
В соответствии с ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники в порядке ст. 393 Трудового кодекса РФ освобождаются от оплаты пошлины и судебных расходов.
Таким образом, действия директора учреждения по привлечению Вас к дисциплинарной ответственности Вы вправе обжаловать в вышеуказанном порядке».
Перовский межрайонный прокурор г. Москвы Цабрия Давид Тамазович разъясняет
Вопрос гражданина: «Я обратилась в управление Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении единовременной и ежемесячной выплат в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.04.2020 № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей». Через месяц я получила ответ, что срок рассмотрения моего обращения продлен на 30 дней. Правомерны ли действия управления ПФР?»
Ответ прокурора: «Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года; мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года.
Указом Президента Российской Федерации от 07.04.2020 № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», в целях обеспечения социальной поддержки семей, имеющих детей, постановлено произвести в апреле – июне 2020 года ежемесячные выплаты в размере 5000 рублей: лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», при условии, что такое право возникло у них до 1 июля 2020 года; гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, у которых первый ребенок родился или которыми первый ребенок был усыновлен в период с 1 апреля 2017 года по 1 января 2020 года; произвести начиная с 1 июня 2020 года единовременную выплату в размере 10 000 рублей гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации (при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 года).
Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, в том числе расходов на доставку ежемесячных выплат и единовременной выплаты, а также определить порядок и условия осуществления указанных выплат.
Пенсионному фонду Российской Федерации поручено обеспечить осуществление ежемесячных выплат и единовременной выплаты в соответствии с настоящим Указом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 № 474 утверждены Правила осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.04.2020 № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» и указом Президента Российской Федерации от 23.06.2020 № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» (далее – Правила).
Согласно пунктов 5, 5(1), 6 Правил, заявление о предоставлении ежемесячной выплаты может быть направлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации «Личный кабинет застрахованного лица».
Также заявление о предоставлении единовременной выплаты может быть направлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Кроме того, заявление о предоставлении ежемесячной выплаты или заявление о предоставлении единовременной выплаты может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а также в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с предъявлением следующих документов (их копий, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке): документы, удостоверяющие личность заявителя; документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя заявителя, - в случае подачи заявления через представителя заявителя.
Согласно п. 12 Правил заявление о предоставлении ежемесячной выплаты или заявление о предоставлении единовременной выплаты подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации соответствующего заявления.
По результатам рассмотрения заявления о предоставлении ежемесячной выплаты или заявления о предоставлении единовременной выплаты принимается решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В случае принятия решения об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении ежемесячной выплаты или заявления о предоставлении единовременной выплаты территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, соответствующее уведомление заявителю с указанием основания отказа способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Срок рассмотрения заявления приостанавливается в случае непоступления сведений, указанных в пункте 7 Правил (сведений о рождении (смерти) ребенка, представителе заявителя, фактах лишения родительских прав и иных сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении ежемесячной выплаты или решения о предоставлении единовременной выплаты), но не более чем на 5 рабочих дней.
Таким образом, общий срок рассмотрения указанных заявлений не может превышать 10 рабочих дней.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный указанным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, то есть на Ваше заявление не распространяется.
Таким образом, управлением Пенсионного фонда Российской Федерации нарушены положения п. 12 Правил осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.04.2020 № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» и Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2020 № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей», установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 № 474».
Перовский межрайонный прокурор г. Москвы Цабрия Давид Тамазович разъясняет
Вопрос гражданина: «Мой несовершеннолетний сын состоит на профилактическом учете в органах системы профилактики. Правомерно ли посещение его по месту жительства социальным педагогом?»
Ответ прокурора: «В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, круг которых определен ст. 5 указанного Федерального закона.
Так, согласно п.п. 2 п. 3 ст. 12 данного Федерального закона должностные лица органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания имеют право в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами.
Согласно п. 4 ст. 14 указанного Федерального закона руководители и педагогические работники органов, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных организаций пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 данного Федерального закона.
Таким образом, социальный педагог, уполномоченный образовательной организацией проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, вправе посещать учащегося по месту жительства с целью проведения беседы с ними или их законными представителями».
Перовский межрайонный прокурор г. Москвы Цабрия Давид Тамазович разъясняет
Вопрос гражданина: «Мой несовершеннолетний сын, которому полных 16 лет, употребляет наркотические средства, состоит на учете в медицинском учреждении. Согласно заключению врачей, он нуждается в стационарном лечении. Однако он отказывается лечиться добровольно. Могу ли я обратиться в органы прокуратуры с целью его принудительного лечения?»
Ответ прокурора: «В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Пунктом 3 ст. 54 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» предусмотрено, что на больных наркоманией, находящихся под диспансерным наблюдением и продолжающих потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющихся от лечения, а также на лиц, привлеченных к административной ответственности или осужденных за совершение преступлений к наказанию в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы и нуждающихся в лечении от наркомании, по решению суда может быть возложена обязанность пройти лечение от наркомании и могут быть назначены иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 63 Семейного кодекса РФ установлено, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Употребление алкогольной продукции, наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетним говорит о низком уровне воспитания со стороны родителя (законного представителя), отсутствии необходимой и реальной заботы о физическом и психическом здоровье ребенка.
При этом в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Таким образом, прокурор вправе обратиться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением о возложении на Вашего несовершеннолетнего сына обязанности продолжить лечение от наркомании в медицинском учреждении.
Однако в случае принятия судом решения об удовлетворении такого искового заявления до достижения Вашим сыном совершеннолетия обязанность обеспечения продолжения лечения от наркомании будет возложена на Вас, как на его законного представителя».
Перовский межрайонный прокурор г. Москвы Цабрия Давид Тамазович разъясняет
Вопрос гражданина: «Я являюсь собственником части квартиры, доля в праве – 1/3. Совместно со мной собственником квартиры также является мой несовершеннолетний племянник, мать которого лишен родительских прав, в связи с чем, он проживает с отцом по адресу его регистрации. Может ли прокурор обратиться с иском о выселении матери несовершеннолетнего из квартиры, часть которой мне принадлежит?»
Ответ прокурора: «В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В силу ч. 2 ст. 91 Жилищного кодекса Российской Федерации, если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, такие граждане по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора могут быть выселены в судебном порядке из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Учитывая, что отец Вашего несовершеннолетнего племянника не лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына, он является его законным представителем, в силу п. 1 ст. 64 СК РФ, защита прав и интересов сына возлагается на него.
Таким образом, если отец несовершеннолетнего полагает, что жилищные права его сына нарушены, то в соответствии с ч. 2 ст. 91 ЖК РФ он вправе самостоятельно обратиться в суд с иском о выселении матери несовершеннолетнего сына.
Учитывая наличие у Вашего несовершеннолетнего племянника законного представителя, основания для обращения в его интересах в суд у прокурора в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ отсутствуют».